И не переведется залихватский, наш славный, знаменитый род казацкий!

Рано или поздно у каждого народа возникает потребность отстаивать свободу своей земли. В критический момент каждая нация непременно выделяет из своей среды группу людей, готовых защищать свою землю и вести за собой других.

И не нужно думать, что это уникальное украинское явление! Стоит лишь вспомнить отряды гуситов или хорватских граничар. Все они отстаивали свой край.

Особенность же украинских казаков в ином – вольному казачеству выпала честь стать в национальной истории государственно-созидательным фактором. По крайней мере, так было когда-то.

Сегодня в Украине существует несколько десятков официальных казацких организаций. К сожалению, большинство из них играет роль опереточного воинства, которое с радостью посвящает в свои ряды «кого надо», по той же логике раздает ордена и награды, развлекает почетных гостей из-за границы.

Есть ли у нас что-либо большее, чем любители на праздники показательно размахивать бутафорскими саблями и надевать шаровары из местного клуба?

Я уверена, что есть.

  • Как живут в Украине: взгляд со стороны

Наши герои абсолютно разные. Разный возраст, разные профессии, разные мечты. Но есть у этих мужчин очень важная общая черта – они чётко осознают свои национальные корни и гордятся ими.

Дмитрий Череп: «У настоящего украинского казака должен быть украинский конь!»

Дмитрию всего двадцать. Но это не мешает ему вместе с отцом вести хозяйство, а точнее – казачить, на собственной Ичнянской Сечи (с. Петрушовка Ичнянского района Черниговской области) и параллельно учиться в институте туризма в Киеве.

12 лет назад отец Дмитрия Николай Череп начал строить свой Соколиный хутор. Сегодня Соколиный хутор – жемчужина зеленого туризма в Украине. Посетить его могут все желающие.

Уже много лет Николай Череп занимается украинскими и восточными единоборствами. Сначала была практика во время службы в войсковом спецподразделении в Средней Азии, потом работал в частной охране, а сегодня казачит вместе с сыном: «Я продолжил военное дело, только теперь на хуторе, на уровне казачества», – объясняет Николай, а еще подчёркивает: «Мы ни к кому себя не причисляем, кроме воинов».

Череп-отец и Череп-сын носят казацкую одежду – точную копию той, которую носили запорожские казаки. Эскизы делают по архивным описаниям и рисунками, шьют только изо льна и сукна.

Череп-младший – мастер казацкого герца, джигитовки (езда на коне, во время которой всадник выполняет разнообразные акробатические трюки) и фехтования на саблях. Джигитовке учился у самого Олега Юрчишина, руководителя конного театра, который неоднократно выступал перед королевой Великобритании.

В любви к этому давнему казацкому искусству Дмитрий не одинок: «подсадил» на джигитовку друзей – Диму и Иру. Выступления неразлучного трио завораживают!

Парень мечтает разводить коней украинской верховой породы. Говорит, у настоящего украинского мужчины должен быть украинский конь!

Своего первого коня он оседлал еще в девять лет, сегодня же лично ухаживает за семью скакунами, занимается с ними.

На вопрос, считает ли себя Дмитрий настоящим казаком, парень улыбается: «Я еще не казак, я еще только учусь. Каким должен быть современный казак? Вы понимаете, сегодня сущность казака не в том, чтобы воевать и нападать. Хотя при необходимости мы должны быть готовы защищать интересы своего народа. Казак, впрочем, и каждый сознательный человек, должен знать свои корни, знать свой род. Я хочу развивать наше – украинское, нашу культуру. Несомненно, казак должен быть вне политики. Политика только разделяет людей, а наша казацкая сила – в единстве!»

  • Как живут в Украине: взгляд со стороны

Характерник Огнедар: «Казак видать не по шароварам»

С Огнедаром мы познакомились в тени достославных дубов Холодного Яра, где казак собирает возле себя толпы туристов. Малыши просят покататься верхом на Огнедаровой лошадке Ладе, а вот подростки и взрослые жадно слушают рассказы и наставления казака. Попалась на удочку красноречивого характерника и я – слушала Огнедара вместе с другими туристами больше часа.

По паспорту Огнедар – Виктор Яценко.

— У меня есть еще три имени, но я их, скажем так, не обнародую. Имена я получал в течение длительного времени, в соответствии со знаниями, коих сумел постичь. Рассказывать об этом очень долго, и стоит это целой книги. Я являюсь последователем Ведической Философии и проводником Даны, Богини Жизни. Повторюсь, у меня есть еще три имени: первое для ведающих, второе для Богов и третье для Велеса. Это своеобразные ключи доступа, источники энергии и каналы единения. Огнедар – дарящий огонь своего сердца.

Огнедар – язычник. Верит в старых славянских богов. К современным казацким объединениям относится скептически:

— Я не принадлежу ни к каким объединениям, и у меня нет вождей и идолов, а также никаких иллюзий относительно намерений других.

Казацких объединений довольно много, но я их называю «рисованными». Обычные люди объединяются на основе патриотизма, не имея ни знаний, ни навыков. Хотя иногда попадаются группы боевого гопака с элементами психологической подготовки. Но сейчас они преследуются. Гопаковцы маскируются под фри-файт, кикбоксинг, или вообще исчезают. Зато «рисованные» процветают буйным цветом: где-то берутся деньги, экипировка, транспорт, водка, закуска – и на этом фоне угодливо заигрывают генералы, правительственные чиновники, политики… В шаровары можно одеть даже обезьяну, и будет весьма похоже на современных «рисованных». Казак же виден, даже если он в рваной сорочке или джинсах, – внимательные, слегка ироничные спокойные глаза, честь и достоинство, верность и преданность как образ жизни, и самое главное – он свободен! Таких мало, но они есть. Сознательно или бессознательно они следуют правилам, заложенным в их генах.

Как и большинство людей в Мельниках (Чигиринский район Черкасская область), Огнедар с женой держат хозяйство. Впрочем, день начинается с дел духовных, а не хозяйственных.

— Рано утром общаюсь с Даной, Велесом, при потребности с другими Богами – учусь. Потом физподготовка, работа по хозяйству, после – завтрак. Далее пишу книгу, снова занимаюсь хозяйством, ужин, книга, интернет, произведения интересных авторов…

Имею небольшую пасеку, держу кобылу, работаю по хозяйству, ухаживаю за садом, очень люблю выращивать виноград, цветы, и получаю огромное удовольствие от того, как все это пробуждается, выбрасывает первые листочки, цветет, завязывает плод… Много общаюсь с людьми, желающих веду магическими тропами потустороннего мира и пытаюсь показать красоту и совершенство мира нашего. Написал книгу, сейчас пишу вторую. Главное занятие, как бы пафосно это ни звучало, служение Великой Богине. От чего испытываю невероятную радость и счастье.

Люблю фильмы с глубоким смыслом: «Пропавшая грамота», «Прошедший сквозь огонь», «Аватар» и другие, в которых сокрыты зерна знаний, или ключи, их открывающие. Нынче идет самая ожесточенная война за всю историю человечества. Ее почти никто не видит, потому и погибает большое количество людей, ведь думают, что война – это бомбы, ракеты, пулеметы… Казаки в том виде, которыми были в средневековье, уже не повторятся и не нужны. В данный момент – это осознавать себя, точно себя идентифицировать, видеть угрозу и правильно ее избегать. Бросаться под танк с саблей – глупая затея, на которую сейчас нас и толкают, дабы избавиться от патриотов. Нам никто не рассказывает о расах, циклах развития, рефлексах психики и особенности сознания. Но там-то и скрыт ключ к выживанию в этом, уже мертвом мире. Самое главное – достичь собственного, личного совершенства. Не ради власти над другими, а ради власти над самим собой. Сознанием руководить не надо, его следует пробуждать, если оно, конечно, наличествует. Сознательный человек свободен и влияние на него невозможно.

Огнедар убежден, в Холодном Яру скрыты настоящие сокровища. Но не те, которые можно украсть или продать.

— Приезжал тут к нам поисковый клуб из Москвы. У них аппаратура засекает пустоты под землей на глубине 15 метров. Карты Холодного Яра такие, что подобных ни у кого в Украине нет. Ставили в лесу палатки и тайком копали. Просили меня помочь в поиске здешних сокровищ. Я говорю: «Вы приехали грабить мой народ и хотите, чтобы я вам помог»? Им повезло, что ничего не нашли. Вообще, археологов не люблю. Копают-копают, а в музеях ничего нет. Одни черепки выставлены. Всё давно в частных коллекциях.

На самом деле Силу украсть нельзя: ее можно получить лишь собственным трудом, и будешь обладать лишь тем, что получил; ее нельзя подарить или отнять…

  • Как живут в Украине: взгляд со стороны

Вячеслав Шевченко: «Звание казака надо ещё заслужить»

Вячеславу Шевченко 33 года. Он основатель школы рукопашного гопака в Кировограде. Боевыми искусствами Вячеслав занимается уже более 20 лет: черный пояс по каратэ, многочисленные победы на престижных турнирах. Мир юного и перспективного каратиста перевернулся, когда парень услышал об украинском гопаке как боевом искусстве. Случилось это, как ни странно, во время просмотра телепрограммы «Брейн-ринг». Ведущий задал командам вопрос: «В Японии – каратэ, в России – самбо, в Корее – таэквондо, а в Украине..?» Ответ прозвучал мгновенно: «Гопак!»

Вячеслав был поражён – он и подумать не мог, что гопак – боевое искусство. Хотелось узнать больше, но где? Информации о боевом гопаке нигде не было. Но когда человек чего-то очень сильно хочет, жизнь посылает ему подсказки: на Петровке в Киеве наткнулся на книгу о рукопаш гопаке! А дальше была учеба в тренировочных лагерях и у известного мастера рукопаш гопака Николая Величковича.

Не переставая удивлять близких, да и самого себя, Вячеслав стал общаться на украинском языке, ранее же общался исключительно на русском!

Сначала тренировались с друзьями на стадионе. Постепенно к ребятам приобщились и невольные зрители, коллектив желающих заниматься старинным украинским боевым искусством рос. Когда похолодало, ребята сняли помещение, а всех желающих учиться боевому рукопаш гопаку пришлось уже делить на возрастные группы.

Вячеслав вспоминает, как будучи ребенком, игрался солдатиками и всегда давал каждому особое имя в соответствии с его боевыми навыками. И только сегодня он уже понимает, что у детской игры были свои украинские корни:

— История использования прозвищ и боевых псевдо в Украине весьма глубока: если на Сечи прозвище исполняло лишь нарицательную роль, то во времена УПА оно носило иную функцию – безопасности. Представьте, что всех своих знакомых вы знаете лишь по прозвищам, а настоящие имена и фамилии остаются загадкой. В войну даже во время пыток, как бы ни старались враги, даже если бы и сами захотели – вы не смогли бы сказать фамилию друга, потому что вы её и не знаете.

Сам же Вячеслав более известен как Росомаха. Псевдо он получил от своих побратимов за скорость реакции и выносливость в бою.

Своих гопаковцев Росомаха воспитывает по строгим казацким обычаям. Я лично была свидетелем того, как двое ребят за срыв дисциплины во время экскурсии (а гопаковцы много ездят по исторически значимым городам Украины) тут же безотказно отжались по двадцать раз!

Есть у них и особая процедура примирения: как бы ни «ссорились-чубились», должны обняться за плечи и вместе приседать, приговаривая: «Я – твой брат, и ты – мой брат».

Дисциплина в коллективе – на самом высоком уровне! Когда кто-то из подопечных провинится в школе, учителя в первую очередь звонят Вячеславу, а уже потом родителям. Ведь «за дело» Росомаха может отлучить от занятий, а это для юных гопаковцев самое большое наказание.

Сегодня кроме занятий со своими группами Росомаха также занимается с недавно открытыми кадетскими классами в кировоградской школе-интернате «Сокол». Говорит, развитие спортивно-патриотического воспитания в украинских школах – очень важное дело.

Как и предыдущие мои собеседники, Вячеслав Шевченко величать себя казаком не спешит: «На мой взгляд, звание «казак» надо ещё заслужить. Я бы очень гордился, если бы услышал в свой адрес такие слова: «Он – казак».

Общалась Наталья Бардалым

Источник: notabene.info

женские секреты