🙂 Здравствуйте, дорогой читатель! Благодарю за выбор статьи “Константин Станиславский: краткая биография и его система” на этом сайте!
Он должен был стать миллионщиком, владельцем заводов, газет, пароходов… А стал “всего лишь” гением театра.
Константин Сергеевич Станиславский: биография
17 января, если считать по новому стилю, 1863 года в семье московского промышленника Сергея Алексеева родился хилый, болезненный мальчик.
Лет до десяти ребенок, которого назвали Костей, казалось, не рос, а хворал. Он плохо говорил, болел рахитом…
Но родители, люди, удивительно интеллигентные, сына не только упорно лечили, но развивали. Семья дружила с меценатами Саввой Морозовым и Третьяковыми, увлекалась искусством, обожала театр. Последнее, впрочем, понятно, ведь матушка супруги Алексеева была известной французской актрисой.
Костю, как и других детей, а было их десять, учили музыке, танцам, фехтованию… Более того, в доме Алексеевых действовал любительский театр. Маленький Костя принимал в его делах живейшее участие. В 14 лет он впервые “блеснул” на подмостках – небольших, но все же настоящих.
Учеба и дебют
Помимо многогранного домашнего образования, Константин получил государственное, окончив гимназию восточных языков при Лазаревском институте. В 18 лет он приобщился к управлению семейной фабрикой, производящей канитель. Но, как и прежде, бредил театром.
Позже Константин Сергеевич писал, что в детские и юношеские годы на его столе книжек о театре было больше, чем учебников. Каждую свободную минуту юноша проводил в семейном театре. Каждый вечер посещал спектакли, не пропускал ни единой премьеры. Дружил с актерами, брал уроки речи и вокала у лучших мастеров.
Наряду с этим молодой Алексеев продолжает семейную меценатскую деятельность. Он становится членом дирекции Русского музыкального общества в Москве и, вместе с Чайковским и Танеевым, возглавляет его консерваторию.
Получив в распоряжение настоящую сцену, Константин приступает к режиссерским опытам. С 1891 г. он поставил шесть спектаклей. И хоть это был период поиска, эксперименты режиссера-новатора с восторгом отмечали публика и критика.
Зрелость и карьера
В 1897 г. произошло знаковое, по определению Константина Сергеевича, его “свидание-сидение” с критиком и педагогом Немировичем-Данченко.
Итогом беседы стало рождение нового, Московского художественного театра. Первыми спектаклями, ошеломившими публику, были “Царь Федор”, “Венецианский купец” и “Антигона”. В 1898 г. со сцены МХАТа взлетела “Чайка”, открывшая эпоху Чехова.
В этих и других спектаклях Константин Алексеев появлялся также в актерской ипостаси. Чтобы “разграничить” себя как режиссера и артиста, он обзавелся псевдонимом.
Точнее, “одолжил” его у Алексея Маркова, актера-аматора, игрой которого когда-то восхищался. Тот же выступал как Станиславский в честь известной балерины, солистки Большого театра. Впрочем, скоро Константин Сергеевич “сроднился” с псевдонимом.
Советский Станиславский
Он не только остался в России, но в 1918 г. попробовал себя в синематографе, выпустив один из первых кинороликов.
МХАТ под руководством Станиславского работал без оглядки на войну, голод, диктатуру пролетариата. На его подмостках оживали пьесы Байрона, Гоголя, Чехова… А чуть позже – Островского, Булгакова, Катаева.
После инфаркта, который настиг Станиславского в 1928 г. прямо на сцене, режиссер сосредоточился на теоретической работе. Он окончательно отшлифовал актерскую систему, ставшую основой театрального искусства.
В 30-ых Станиславский издал мемуары, написал фундаментальную “Работу актера над собой”. Но первый ее том вышел уже после похорон автора. Константин Сергеевич скончался от последствий инфаркта в 1938 году 17 августа.
Личная жизнь Станиславского
Когда Константину было всего 20, молодая крестьянка Авдотья родила ему сына. Так как родители считали, что у Кости “ветер в голове”, то усыновили этого ребенка. Впоследствии Владимир Алексеев стал видным историком.
Женился Станиславский в 26 лет на актрисе Марии Перевощиковой-Лилиной. От этого брака появилась дочь Кира, в дальнейшем художница и хранитель дома-музея отца.
Система Станиславского: основные принципы
И все же главная “вершина” Станиславского – не МХАТ и не плеяда выдающихся актеров. А система, получившая всемирное признание, как “библия” актерского мастерства.
Ее ключевые принципы – подлинность представления и переживания. Они означают, что актер обязан испытывать не мнимые, а настоящие эмоции, верить в “правду” персонажа, жить его логикой. Не лицедействовать, а перевоплотиться – вот чему учит система.
Чтобы достичь этой цели, Станиславский предложил подробную методику, опробованную лично. Он сам, репетируя “На дне”, посещал ночлежки… Сам владел “сценической свободой”, обладал глубокой эмоциональной памятью… И сам познал искусство в себе.
😉 Была ли Вам интересна статья “Константин Станиславский: краткая биография и его система”? Поделитесь этой информацией с друзьями в соц. сетях. Подписывайтесь на рассылку новых статей к себе на почту. Укажите имя и e-mail справа вверху.